Из журнала ZX-Guide#4.5, Рязань, 08.2002 Music tutorial  Nick Gibson/USG (в тексте N) комментарии: Alone Coder (в тексте A) John Silver (в тексте J) N> Всем большой привет! Хотите писать музу? Ну, примерно такую, какую писал KSA в 1995 ;). Тогда милости прошу испробовать Вам нижеприведенную ста- тейку. Сразу хочу Вас предупредить:всё,что написано ниже, расчитано на человека,кото- рый, как ни странно, не имеет музыкального образования,но очень хочет писать свои му- зыкальные произведения на замечательном восьмибитном спеке, который, между прочим, предоставляет тот необходимый минимум для составления более-менее приличных компози- ций. Ну, а прежде, чем начинать читать сей опус, советую прочесть статью, помещённую в незабвенный ZX-ревю:шестой номер за 1995 год. ------------------------------------------ N> Начнем с теории. В нашем распоряжении 8 октав, одна огибающая,один генератор шума. Всего семь нот плюс пять полутоновых - в итоге 12 полутонов: Нота Кнопка в PT3.x C до Z C# до диез S D ре X D# ре диез D E ми C F фа V F# фа диез G G соль B G# соль диез H A ля N A# ля диез J B(H)си M Чтобы мелодия была мелодична и гармони- чна, т.е.чтобы ноты были в "тему", необхо- димо использовать ноты, которые составляют определенную последовательность - гамму. Используя различные гаммы,можно определять настроение у Вашей будущей композиции. Пример гаммы натуральный ля минор: (I) A ля - тоника (II) B си (III) C до (IV) D ре (V) E ми (VI) F фа (VII) G соль Как Вы видите,в этой гамме используются только ноты без знаков. Эта гамма является самой простой и создает характерное груст- ное звучание. A> Данная гамма в основном используется только в русской народной музыке.В профес- сиональной музыке чаще используется гармо- нический минор,в котором последняя ступень (в данном случае соль) повышена. J> А также мелодический минор, в котором повышаются VI и VII ступени при движении мелодии вверх поступенно, а при обратном движении эти ступени идут как в натураль- ном миноре. A> В современной музыке натуральный минор используется редко, в основном в некоторых специфических ходах. N> Музыку пишут в определеной тональности, которая задается тоникой (см. выше) - как правило,нотой, с которой начинается компо- зиция. J> Нотой, с которой начинается композиция, может быть любая, входящая в тоническое трезвучие (строится на I ступени, т.е. со- держит I, III, V ступени гаммы). Если му- зыка начинается с затакта (со слабой доли такта),то начинать можно практически с лю- бой ноты,входящей в любой аккорд выбранной тональности. A> Аккорд - это созвучие из трёх и более звуков, составленное из нот гаммы,располо- женных через одну ступень. J> Так строится основной вид аккорда. A> Поскольку звуки аккорда можно переме- щать на октаву(ы) вверх или вниз, то появ- ляются обращения аккорда. J> Аккорды по своей функциональной логике бывают трёх типов: тонические, субдоминан- товые и доминантовые.Некоторые аккорды мо- жно трактовать двояко. A> Признаком субдоминантовой гармонии яв- ляется наличие в аккорде VI ступени тона- льности. Признаком доминантовой гармонии является наличие VII ступени тональности. Обычный субдоминантовый аккорд строится от IV ступени, а доминантовый - от V ступени. J> Пример основного вида субдоминантового трезвучия в ля-миноре: D-4, F-4, A-4 Примеры обращений этого аккорда: F-4, A-4, D-5 A-4, D-5, F-5 Обращения служат для более разнообраз- ного звучания аккорда,а также для плавного голосоведения в последовательностях аккор- дов. A> Субдоминанта стремится к доминанте, а доминанта стремится к тонике, и этим опре- деляется гармонический рисунок произведе- ния. Разумеется, на протяжении композиции тоника может меняться, как правило,обрати- мо. N> Допустим, мы пишем тропу в тональности ля, тогда нужно брать гамму Ля мажор (если тропез веселый),или же любой вид ля минора (если грустная композиция), и,последовате- льно перебирая ноты из выбранной гаммы,пы- таемся сочинить что-нибудь сносное ;) Нем- ного позже я попробую объяснить это все на примере. Рассмотрим гамму Ля мажор: A ля - тоника B си C# до диез D ре E ми F# фа диез G# соль диез Мажорная гамма имеет характерное весё- лое настроение. J> Вот принцип построения натуральной ма- жорной гаммы от любой ноты. Ниже указаны шаги между ступенями гаммы в тонах и полу- тонах (для примера, Фа-мажор): F G A A# C D E F тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. (тут под A# имеется в виду си-бемоль) A> Бемоли наряду с диезами используются в партитурах для наглядности,чтобы одноимен- ные музыкальные интервалы соответствовали одинаковому расстоянию между нотными стро- чками. J> И чтобы разные ступени гаммы не называ- лись одинаково. Принцип построения гаммы гармонического минора (для примера, соль-минор): G A A# C D D# F# G тон,полутон,тон,тон,полутон, 1.5, полутон. тона N> Для общего развития также приведу гамму фламенко в тональности ми: E F G# A B C D ------------------------------------------ N> Теперь предлагаю вам разобраться с инс- трументами, с которыми Вам в будущем при- дётся работать. Начнем с баса. Какой выбрать бас? Есть несколько вариантов: 1. Clean tone bass on 1-3 octave Чистый тон. Берётся,допустим,солирующий сэмпл. Исполняется обычно на 1-3 октавах. Широко применялся музыкантами, работавшими в Аdvanced Sound Master. 2. Ornament tone bass on 2-5 octave Чистый тон вместе с орнаментом. Берётся сэмпл, и сверху накладывается орнамент ви- да: 00 -24 00 -12 00 00 01 -24 01 -12 01 00 02 -24 или 02 -12 или 02 00 < 03 00 < 03 00 < 03 -12 значок '<' означает зацикливание фрагмента в орнаменте/сэмпле (в PT3 выделяется цве- том) Этот бас использовали такие музыканты, как Agent-X, IMP, Hazard, Megus и многие другие. Имхо, такой бас придает композиции какое-то буржуйское звучание. Преимущест- венно используется в Jazz. 3. Envelope bass "Чистая" огибающая.Звучит довольно при- митивно, но если чередуется вместе с tone bass и envelope'n'tone bass, то звук ниче- го,смотря как автор всё это подал.В редак- торе сэмплов флажки "T" и "N" нужно отклю- чить: < 00 ООО -0000 00 --E 0 ############### 4. Envelope'n'tone bass Огибающая вместе с чистым тоном. Такой бас обычно вставляется в интро (Goa,Never- Land) и очень широко используется совре- менными композиторами. Например,в компози- ции "Insomnia" Mast сначала использует просто envelope bass, а затем тема в кана- ле 'A' исполняется envelope'n'tone басом. А реализуется он так: < 00 ООО -0000 00 T-E F ############### A> Разумеется,между частотой тона и часто- той огибающей могут существовать самые ра- зные соотношения (обычно испольуются окта- вные). 5. Envelope'n'ornament tone bass N> Огибающая вместе с тоном и орнаментом. Очень интересный и приятный звук. Первым, кто использовал такой инструмент, был, по- моему, Ironman. Из последних композиций припоминаю "To Star" by Davos, которая вы- ставлялась на CC'1.Как правило,такой сэмпл не используют в качестве одного бас-инст- румента,а компонуют его с другими bass-сэ- мплами. Выглядит примерно так: < 00 ООО -0000 00 Т-Е F ############### Орнамент выглядит так: 00 +19 или 00 +12 или 00 +24 < 01 00 < 01 00 < 01 00 Теперь пора переходить к ударным. Тут выбор уже поменьше.Начнем с самого просто- го.На сильную долю обычно играют бас-бочку (kick),а на слабую играют основной барабан (snare).Между этими сэмплами обычно ставят хэты и тарелки.Для переходов можно исполь- зовать альты - чтобы обозначить конец пат- теpна или можно даже pитм какой-нить заде- лать, если фантазия позволит :) J> Альты (томы) - это группа различных по размеру барабанов с похожим друг на друга звучанием,но разной высотой. Хэт - разъём- ная двойная тарелка с педалью, с помощью которой инструмент открывается и закрывае- тся. N> Реализация бас-бочки: rock kick: 00 ООО -0256 05 ТNЕ F ############### 01 ООО -0384 00 Т-Е E ############## 02 ООО -0512 00 Т-Е D ############# 03 ООО -0640 00 Т-Е C ############ < techno kick: 00 ООО -0256 00 Т-Е F ############### 01 ООО -0384 00 Т-Е E ############## 02 ООО -0512 00 Т-Е D ############# 03 ООО -0576 00 Т-Е C ############ 04 ООО -0640 00 T-Е B ########### 05 ООО -0768 00 Т-Е A ########## 06 ООО -0896 00 Т-Е 9 ######### 07 ООО -1024 00 Т-Е 8 ######## 08 ООО -1152 00 Т-Е 7 ####### 09 ООО -1280 00 Т-Е 6 ###### < Реализация основного барабана: rock snare: 00 ООО -0256 09 TNE F ############### 01 ООО -0304 00 T-E F ############### 02 ООО -0360 09 TNE E ############## 03 ООО -0512 10 TNE D ############# 04 ООО -0512 10 TNE C ############ 05 ООО -0640 09 TNE B ########### < 06 -ОО -0000 01 -NE A ########## Вариации хэта: open hat (открытый хэт): 00 ООО -0000 00 -N- D ############# < 01 -ОО -0000 00 -N- F ############### closed hat (закрытый хэт): 00 ООО -0000 00 -N- F ############### 01 ООО -0000 00 -N- A ########## 02 ООО -0000 00 -N- 3 ### < alt: < 00 -+О -0012 00 T-E F ############### N> К сожалению, с альтами у меня проблема. Кто хочет их поподробнее изучить, смотрите исходники музонов by Panda или Agent-X - они их почти всегда использовали в перехо- дах. Можно вместо альта использовать бас- бочку, игpая её pазными нотами. Пришло время рассказать и о солирующих инструментах: Инструмент, похожий на звучание скрипки :) 00 ООО -0000 00 Т-Е F ############### 01 ООО -0000 00 T-E F ############### 02 ООО -0000 00 T-E F ############## 03 ООО -0000 00 T-E F ############# 04 ООО -0000 00 T-E F ############# 05 ООО -0000 00 T-E F ############ < 06 ООО +0002 00 T-E B ########### < 07 ООО +0004 00 T-E B ########### < 08 ООО +0002 00 T-E B ########### < 09 ООО -0000 00 T-E B ########### < 10 ООО -0002 00 T-E B ########### < 11 ООО -0004 00 T-E B ########### < 12 ООО -0002 00 T-E B ########### < 13 ООО -0000 00 T-E B ########### Инструмент "удар металлофона": 00 ООО -0000 00 Т-Е F ############### 01 ООО -0000 00 T-E A ########## 02 ООО -0000 00 T-E 4 #### < Фоновый инструмент: 00 ООО -0000 00 T-E C ########### 01 ООО -0000 00 T-E B ########## < 02 ООО -0000 00 T-E A ######### Сверху вот такой орнамент: < 00 00 < 00 00 < 00 00 < 01 +03 или < 01 +04 или < 01 +03 < 02 +07 < 02 +07 < 02 +06 (минорный) (мажорный) (уменьшенный) Выбор орнамента зависит от настроения мелодии. A> Как правило, в орнаменте звучат ноты из мелодии. J> Чаще наоборот ;) N> Хороший musicmaker всегда создаёт свои собственные сэмплы, которые в определенной композиции дают наилучшее звучание и имеют какую-нибудь свою изюминку. Так что дерза- йте и творите свои новые сэмплы!!! ------------------------------------------ J> Есть много способов создания создания музыкального произведения (некоторые любят есть рыбу с головы, а некоторые - с хвоста ;)).Можно сперва написать мелодию (мотив), а потом её гармонизовать. А можно сначала составить ритм-группу с басом и наложить орнамент. Первый способ, на мой взгляд, труднее, т.к. под мелодию труднее подогнать орна- мент,особенно если она глючная:) В смысле, сложная для восприятия :) Вторым способом последовательность ак- кордов создаётся согласно функциональной логике. В пределах неё пишется бас и рас- ставляется орнамент. Ритмический рисунок может варьироваться и определять характер мелодии в зависимости от желания компози- тора. A> Мелодия,хотя и зависит от аккордов (ук- ладывается в рамки гармонии), но имеет ве- сьма большую свободу! J> Мелодию под готовый аккомпанимент (ритм - бас - орнамент) подогнать гораздо легче, чем наоборот,что существенно уменьшает ве- роятность ошибки. В подавляющем большинстве музыкальных произведений функциональная логика после- довательности аккордов идёт по следующему принципу: T - S - D - T, т.е. сперва идёт тоническая группа аккордов, потом аккорды субдоминантовой группы,потом аккорды доми- нантовой группы и в конце концов снова то- ника. A> В простейших произведениях (эстрадная и народная музыка) эта последовательность реализуется буквально, т.е.аккорд I ступе- ни, потом аккорд IV ступени,затем V ступе- ни и снова первой: T - SIV - DV - T или t - sIV - DV - t. (В предлагаемой нотации минорные трез- вучия обычно обозначаются маленькой бук- вой.Ввиду того,что используется гармониче- ский минор, доминанта в миноре оказывается мажорной из-за повышенной VII ступени.) J> Внутри периода напряжённость звучания должна возрастать (слабые аккорды субдоми- нантовой и доминантовой групп последовате- льно переходят к более сильным), а потом происходит разрядка (разрешение в тонику). Функциональная сила аккордов S и D групп определяется мерой отсутствия общих звуков с тоникой. Пример одной из популярных последовате- льностей аккордов: t - SVI - sIV - DV - t. При написании музыки надо избегать сли- шком беспорядочной неритмичной смены гар- монии. Обычно смена гармонии приходится на сильную или относительно сильную долю так- та, за исключением,в основном,случаев под- чёркивания ритма с синкопами. Синкопа - акцент на слабой доле, идущий в разрез с ритмом (нота большей длительности на сла- бой доле). A> Для большей ритмичности и плавности смены гармонии используются перемещения аккордов. J> Бас - это тоже часть аккорда! Старай- тесь, чтобы хотя бы на сильных и относите- льно сильных долях размера бас попадал в звуки текущего аккорда. Сильная доля - это первая доля (удар) в любом музыкальном размере. В размерах с большим количеством долей (от четырёх и выше) есть также относительно сильная до- ля. Если размер 4/4 (в долях) представить как 2/4 + 2/4, то третья доля получается относительно сильной. A> Промежуток времени между долями долей не является, т.е.доля - это не кусок,а мо- мент времени! J> Кроме трёхзвучных аккордов,в музыке ши- роко применяются четырёхзвучные (септакко- рды) и пятизвучные (нонаккорды). A> Самым распространённым септаккордом яв- ляется доминантсептаккорд (D7), который состоит из звуков V, VII, II и IV ступеней лада. По названию понятно,что он имеет до- минантовую функцию. J> Употребляется по тем же показаниям, что и доминанта. A> Если технические причины не позволяют Вам использовать полный вид такого аккор- да,разрешается без ущерба функциональности исключить из его состава квинту (в данном случае II ступень). J> Также часто используется субдоминант- септаккорд II ступени (II, IV, VI, I) и вводный септаккорд VII ступени (VII, II, IV, VI). Последний часто используется пе- ред доминантсептаккордом или его обращени- ями,а также облегчает переход в другие то- нальности, являясь промежуточным связующим звеном. N> Я думаю, этого достаточно для начала. ------------------------------------------ N> Перейдём непосредственно к составлению сонга, но не всего, а только лишь одного паттерна. Предварительно нужно создать со- лирующий сэмпл под номером 1. Внизу,в "те- кстовом" редакторе, должен мигать курсор. Если его нет, кликаем Edit Pattern в гла- вном меню PT. Пытаемся набить следующее: канал А 00 G-5 1F.F 01 .... 02 F#5 .... 03 .... 04 G-5 .... 05 .... 06 B-4 .... 07 .... 08 G-5 .... 09 .... 10 F#5 .... 11 .... 12 G-5 .... 13 .... 14 B-4 .... 15 .... 16 A-5 .... 17 .... 18 D-5 .... 19 .... 20 A-5 .... 21 .... 22 D-5 .... 23 .... 24 G-5 .... 25 .... 26 D-5 .... 27 .... 28 F#5 .... 29 .... 30 D-5 .... 31 .... Т.к.дальше будет тот же самый фрагмент, то лучше воспользоваться функцией Copy: Copy from to pattern 00+- 00+- channel 01+- >>> 01+- begin 00+- 32+- end 63+- Tempo желательно установить равным шес- ти. Кликаем опцию Play Song и думаем, что бы такое натворить дальше...;) А дальше будем потихоньку наворачивать музон и стряпать ритм-партию (ритм, бас и барабаны). Итак,расставим бас-бочку. Ставим её на- чиная с нулевой строки и чередуя через три строчки. Между бочками поставим бас типа tone envelope. Вот что должно получится: канал С 00 С-4 AF.E 01 .... 02 E-2 2C.. 03 .... 04 C-4 AF.. 05 .... 06 E-2 2C.. 07 .... 08 C-4 AF.. 09 .... 10 E-2 2C.. 11 .... 12 C-4 AF.. 13 .... 14 E-2 2C.. 15 .... 16 C-4 AF.. 17 .... 18 G-2 2C.. 19 .... 20 C-4 AF.. 21 .... 22 G-2 2C.. 23 .... 24 C-4 AF.. 25 .... 26 A-2 2C.. 27 .... 28 C-4 AF.. 29 .... 30 A-2 2C.. 31 .... Далее копиpуем этот кусочек паттеpна до конца, как и для канала А. Тепеpь пpоигpаем паттеpн. Чего-то явно не хватает... :) Попpобуйте написать что- нибудь своё в канале B и поэкспеpементиpу- йте - может, что получится. Если не получается - послушайте на ху- дой конец какой-нибудь чужой модуль, толь- ко не загpужайте его в pедактоp,попpобуйте пpослушать в каком-нибудь плееpе и подоб- pать - может, получится. ------------------------------------------ N> Всё,что было pассмотpено pанее,касалось только технической стоpоны создания музы- ки, тепеpь же я попытаюсь маленько затpо- нуть вопpос об импpовизации.Пpофессиональ- ный композитоp может сочинять музыку двумя способами: 1. Внезапно в сознание пpиходит безумная мелодия, и композитоp начинает судоpожно пеpеносить услышанное в глубинах подсозна- ния на тетpадь/трекер,записывая в виде нот или аккоpдов или сpазу пытается сыгpать на каком-нибудь инстpументе. 2. Музыкант выжимает из себя последние со- ки для того,чтобы сочинить что-нибудь сно- сное, пpи этом используя готовые pанее на- писанные кусочки соло и аккоpдов. Мне так кажется, что большинство песен создаётся втоpым способом. Пpавда,есть ещё один способ создания музыки: 3. Беpутся из чужих песен аккоpдовые пос- ледовательности,а свеpху накладываются со- ляки.Для большей неузнаваемости изменяется темп и pитм. Вот так и делается вся попса на четыpёх аккоpдах :)