Из одноимённой программы-инструкции Sound Tracker - инструкция по эксплуатации BONYSOFT и SO&LF COPYLEFT представляют Вашему вниманию описа- ние музыкального редактора 'Sound Tracker', который превосходно использует возможности музыкального процессора AY-3-8910(12). Описание составлено 05.07.93 в городе Волжском Грбовым Борисом (BONYSOFT) при участии Владислава Кузеванова (Hacker Han Solo) и распространяется Сим Олегом (SO&LF). Выражаем огромную благо- дарность В.Кузеванову за помощь в освоении программы. За дополнительной информацией обращаться - телефон (259) 7-43-06 (BONYSOFT, Волжский). Главное меню Мелодия может состоять из 32 отрезков (PATTERN), каждый из которых может содержать в себе от 1 до 64 нот. Все опции уста- навливаются посредством использования двух символов /\ \/, один из которых увеличивает числовое значение опции,другой уменьшает его на единицу соответственно. Опция POSITION устанавливается одновременно с PATTERN, она показывает, в каком порядке должны проигрываться отрезки. PLAY проигрывает мелодию с того отрезка, который установлен в POSITION и PATTERN. Опция PATTERN проигры- вает текущий отрезок, который устанавливается справа от символа P:00, который, в свою очередь, показывает номер текущего отрез- ка мелодии. Поместив курсор на букву A, B или C, Вы можете отключить тот или иной канал. Опция STOP останавливает проигры- вание мелодии или её редактирование. Опция QUIT позволяет произвести выход в BASIC-48; предварительно задаётся вопрос 'Вы уверены?' (ARE YOU SURE?),т.к. при этом теряется вся информация из памяти вашего Spectrum. Опция MODE показывает текущий режим работы редактора. Опция ORN.EDIT осуществляет перевод в режим редактирования орнамента и выдаёт сообщение 'Нажмите клавишу, соответствующую номеру желаемого орнамента (от 1 до 15) либо Enter для возврата в главное меню'. Затем Вы можете изменить частотную характеристику данного орнамента. Клавиши и их назна- чение в этом режиме на экране. Опция SAMP.ED. - переход в режим редактирования спецэффекта. Всё аналогично предыдущему режиму, только сначала Вы устанавливаете характеристику громкости и типа звучания, а затем - частоту. Эти два режима пока плохо изучены, поэтому воздержимся от их более подробного описания. Перейдём к основному режиму - созданию и редактированию мелодии (опция EDIT). После выбора этой опции появляется ещё один курсор, который устанавливается на 0-ую ноту текущего отрезка. Вся область редактирования разделена на три секции - каналы A, B и C. Главное меню отключается, кроме двух опций - STOP и CHANNEL ON/OFF. Каждая секция разделена ещё на две секции: в первой секции находится сама нота, во второй - комбинация цифр, определяющих звучание (назовём её адресом). Перемещаться по секциям можно с помощью Cursor-Joystick (с удержанием Caps Shift). Октава задаётся с помощью цифровой клавиши,определяющей её номер с удержанием клавиши Symbol Shift. Два нижних ряда клавиш - ноты: Z - До (С) S - До-диез (С#) X - Ре (D) D - Ре-диез (D#) C - Ми (E) V - Фа (F) G - Фа-диез (F#) B - Соль (G) H - Соль-диез (G#) N - Ля (A) J - Ля-диез (A#) M - Си (B) K - До (С) Но Вы не услышите ноты, пока не установите её адрес: 1 разряд адреса - номер спецэффекта, во 2 разряде - номер эффекта, уже имеющегося в AY-Chip, в 2-ух остальных разрядах - его частотная характеристика. Если во 2 разряде стоит 'F', то это значит, что используется орнамент, его номер задаётся в 4 разряде, а в 3-ем разряде в этом случае должен быть '0'. Если Вы на месте ноты хотите поставить паузу,используйте клавишу 'R' в нотной секции, на месте ноты появляется 'R',что означает - пауза длительностью в одну ноту. Если ряд нот у Вас идёт с одним и тем же адресом, то Вы можете установить адрес только для первой ноты, а в остальных адресах этих нот могут стоять '0000', т.е. нули в адресе означают, что используется спецэффект по умолчанию (установленный последним). Вместо ноты Вы можете поставить пустоту, для этого нажмите 'Enter' в нотной секции. Что будет проигрываться в этом случае, зависит от громкостной характерис- тики спецэффекта предыдущей ноты (та, что устанавливается в SAMP.ED.). Если громкость в конце эффекта спадает до нуля, то на месте пропуска не будет ничего слышно или здесь будет окан- чиваться спецэффект. Если-же громкость эффекта остаётся на какой-то величине, то на месте пропуска будет п роисходить задержание предыдущей ноты на последнем значении громкости спецэффекта. Дополнение по главному меню: опция LENGTH показывает кол-во POSITION в мелодии, то есть, сколько надо проиграть позиций (POSITION), чтобы зациклить мелодию с первой позиции. Опция HEIGHT показывает, на сколько полутонов надо поднять или опустить каждую ноту отрезка мелодии в данной позиции. Подменю: переход в подменю осуществляется переводом курсора на опцию OTHER и её активизации. LOAD SAMPLE - загрузка спецэффектов; LOAD ORNAMENT - загрузка орнамента; LOAD SONG - загрузка мелодии, причём в одном блоке с мелодией находятся и все спецэффекты; SAVE SAMPLE => обратно SAVE ORNAMENT => функции SAVE SONG => загрузки; CLEAR SAMPLE - очистить спецэффект; CLEAR ORN. - очистить орнамент; CLEAR SONG - очистить мелодию и все спецэффекты; CLEAR PATTERN - очистить текущий или все отрезки; DELAY CHANGE(?) - выбор скорости воспроизведения; CHANGE PATTERNS LENGTH(?) - выбор максимального количества нот в отрезке; PLAY SONG - полностью проиграть мелодию; TRANSPOSITION - транспонирование мелодии, запрашивается: номер отрезка, канала, первая нота, последняя нота, на сколько октав, вверх или вниз, вы уверены; DEVICE - выбор устройства; MOVE TEXT - перемещение нот: с какого отрезка, на какой, с какой ноты, по какую ноту, с какого канала, на какой канал, вы уверены; RETURN - возврат в главное меню Готовую мелодию Вы загружаете в компилятор, затем компили- руете её, присоединяете к ней управляющую подпрограмму, запи- сываете музыкальный блок. Теперь Вы можете использовать его где угодна на прерываниях IM2 (50 герц). Мелодия,которую Вы слышите (если, конечно, у вас есть AY Chip), написана BONYSOFT'ом. P.S. Принимаются заявки на объявления в программе 'REC-TIME' по тел. (259) 74306 (Волжский, Грибов Борис). Ждите очередного выпуска 'REC-TIME'!!! GOOD LUCK!