Из журнала ZX Format #2, Санкт-Петербург, 12.1995 Идя в ногу со временем,мы ре- шили представить вашему вниманию фирменную инструкцию к новому музыкальному цифровому редактору DIGITAL STUDIO v1.12. (C) UNDERGROUND SYSTEMS 1995 ________________________________ Технические характеристики. количество паттернов 32 количество позиций 99 количество инструментов 16 объем свободной памяти, К 96 диапазон октав 4 частота микширования, кГц 10 Главное меню. Выбор пунктов в главном меню осуществляется с помощью стрел- ки, которая управляется клави- шами [Q], [A], [O], [P], [SPACE] или [M]. Главное меню содержит следую- щие пункты: POSITION - номер текущей по- зиции секвенсора PATTERN - номер паттерна, присвоенного текущей позиции LENGTH - кол-во использу- емых позиций TEMPО - темп музыки WORK PAT. - номер рабочего паттерна SAMPLE - номер текущего инструмента OCTAVE - текущая октава STEP - шаг (см.п. редак- тирование) Изменить значение вышепере- численых пунктов, а также других пунктов, содержащих числовые значения можно с помощью выбора соответствующих стрелок, распо- ложенных напротив этих пунктов. GLOBAL PLAY - проигрывание музыки с первой позиции PLAY FROM - проигрывание музыки от текущей позиции DISK - выход в диско- вое меню TITLE - ввод имени ме- лодии SAMPLE TEST - тест инструмен- тов (см.ниже) ABOUT ME - в фирменной версии редактора должна появить- ся надпись: (C) 1995 UNDERGROUND SYSTEMS Остановка проигрывателя, а также возврат из любого пункта в главное меню осуществляется кла- вишей [EXTEND MODE]. Управление паттерном. EDIT - вход в режим ре- дактирования PLAY - проигрывание рабо- чего паттерна с текущей строки HOME - установка началь- ной строки паттерна A B C - выключение/включе- ние соответствующих каналов Сервисные функции. PAT. - паттерн источник, правее паттерн приемник CHAN. - канал источник, правее канал приемник SAMP. - заменяемый инстру- мент, правее заменяющий TONES - кол-во полутонов HOME - изначальная уста- новка выше приведенных пунктов COPY - копирование содер- жимого канала паттерна источника в канал паттерна приемника CLEAR - очистка канала паттерна приемника EXCHANGE - замена инструмен- тов во всех нотах канала паттер- на приемника (с учетом пункта SAMP.) UP DOWN - изменение вверх или вниз нот в канале, паттерне, приемнике на установленное коли- чество полутонов (при выходе из имеющегося диапазона октав нота остается неизменной) Примечание: при выполнении операции копирования происходит объединение текста по принципу MERGE. Для полного копирования перед пунктом COPY следует выб- рать пункт CLEAR. Редактирование. Редактирование паттерна осу- ществляется с помощью курсора, который показывает текущую строчку и канал паттерна. Курсор управляется курсорными клавиша- ми, а также клавишами [Q], [I] - вверх, [A], [L] - вниз, [O] - влево, [P] - вправо. Ноты вводятся следующими кла- вишами: [Z] - (C) до, [S] - (C#) до-диез, [X] - (D) ре, [D] - (D#) ре-диез, [C] - (E) ми, [V] - (F) фа, [G] - (F#) фа-диез, [B] - (G) соль, [H] - (G#) соль-диез, [N] - (A) ля, [J] - (A#) ля-диез, [M] - (B) си. Октавы перключаются клавишами [1], [2], [3], [4]. Быстрая сме- на инструмента: [SYMBOL SHIFT] + [0] - [9], + [A], + [B], + [C], + [D], + [E], + [F]. Специальные метки редактора: PAUSE - выключение канала до следующей ноты, кл. [R] END - конец паттерна, кла- виша [E] TEMP * - изменение темпа му- зыки, * берется из пункта глав- ного меню TEMPO, кл. [T] Примечание: после ввода ноты или метки, курсор переходит вниз на кол-во строчек, указанных в пунке главного меню STEP. Дополнительные функции редактирования: [W] - замена инструмента в текущей строке текущего канала [6] - вставка, весь текст ка- нала ниже курсора будет смещен вниз на одну строку, начиная с текущей позиции курсора [7] - удаление, т.е. весь текст канала ниже курсора будет смещен вверх на одну строку, на- чиная со следующей позиции кур- сора [9] - проигрывание паттерна с текущей строчки [0] - HOME, курсор устанавли- вается на нулевую строчку Тест инструментов (SAMPLE TEST). Функция SAMPLE TEST исполь- зуется для быстрого поиска и прослушивания инструментов. Про- слушивание инструментов осуще- ствляется нажатием клавиш [0] - [9], [A], [B], [C], [D], [E], [F]. Октава переключается клавишей [SPACE]. Дисковое меню. В дисковом меню находятся два окна. В большом окне отображают- ся файлы на диске, а в маленьком инструменты, загруженные в па- мять. Выбор файлов осуществляет- ся курсорными клавишами "вверх" и "вниз", а также клавишами [Q] и [A]. Изменение текущего ин- струмента осуществляется курсор- ными клавишами "влево" и "впра- во", а также клавишами [O] и [P]. Загрузка выбранного файла осуществляется клавишами [M] или [SPACE]. Типы файлов: I - SAMPLES - цифровые инстру- менты M - MODULES - текст мелодии с инструментами S - SONGS - текст мелодии без инструментов Пункты дискового меню: READ SAMPLES - в файловом окне отображаются все инструменты, находящиеся на диске, кл. [1] READ MODULES - в файловом окне отображаются все модули, находя- щиеся на диске, кл. [2] READ SONGS - в файловом окне отображаются все сонги, находя- щиеся на диске, кл. [3] SAVE MODULE - запись модуля на диск, кл. [4] SAVE SONG - запись сонга на диск, кл. [5] CLEAR SAMPLE - очистить теку- щий инструмент, кл. [Z] CLEAR SONG - очистить все паттерны, кл. [C] EXIT TO DOS - перезапуск системы, кл. [E] Примечание: После загрузки инструмента клавишей [SPACE] те- кущий инструмент меняется на следующий. ________________ "DIGITAL STUDIO COMPILER" Версия 1.01 DIGITAL STUDIO COMPILER пред- назначен для компиляции музыки с последующим ее использованием в ваших программах. Входным файлом является модуль, который после компиляции и компрессирования преобразуется в несколько выход- ных файлов, каждый из которых соответствует определенной стра- нице памяти. А именно это будут файлы: COMPFILE Основной файл с проигрывателем, который имеет фиксированный загрузочный адрес и длину. COMPFIL0 ...COMPFIL7 Эти файлы содержат информацию о музыке и инструментах. Послед- няя цифра в имени соответствует номеру страницы. Если какая-либо страница редактором не использо- валась, то соответствующий файл не создается Для запуска откомпилированной мелодии необходимо: 1. Загрузить все файлы, спи- санные компилятором, в память по своим адресам, предварительно переключая страницы, соответ- ствующие данным файлам. 2. Декомпрессировать музыку, для чего набрать команду RANDOMIZE USR 31238. 3. Запустить плейер - RANDOMIZE USR 31232. Для того, чтобы остановить проигрывание, необходимо нажать [EXTEND MODE] (CAPS SHIFT). Плейер использует второй ре- жим прерываний, имеет свой авто- номный стек. При остановке плейера стек и режим прерываний возращаются в исходное состоя- ние. Любителям (и профессионалам) программирования на ассемблере предоставляется возможность под- весить (или навесить) на преры- вания небольшие программки. В плейере существует два типа прерываний: а) Стандартный (50 Гц); для его использования достаточно за- писать в ячейки 31424, (5), ад- рес Вашей программы. Изначально в этих ячейках находится адрес подпрограммы STOP PLAY. WARNING !!! Все используемые регистры в вашей программе кроме IX, IY и альтернативной группы, необходи- мо запоминать в стеке, а затем восстанавливать. Не рекомендует- ся изменять режимы прерываний. б) Прерывание "по темпу" - прерывание после обработки оче- редной ноты. Адрес программы обслуживания данного прерывания находится в ячейках 31526, (7). Сохранение регистров в данном режиме не требуется. Если Вы используете режим прерываний (а), то для остановки проигрывателя необходимо пере- дать управление по адресу 31235. При следующем запуске плейера проигрывание начнется с текущей позиции. Номер текущей позиции находится по адресу 31241. Вышеизложенную информацию, а также информацию о свободной па- мяти и о мелодии в целом можно получить непосредственно в ком- пиляторе в разделе INFORMATION. GOOD LUCK ! P.S.Данный редактор и компи- лятор были написаны в ассемблере TASM 2.0 (глобальный ассемблер для SPECTRUM 128). ________________________________